четверг, 7 февраля 2013 г.

рефлексия профессионально важное качество

390.7 Kb.НазваниеРазвитие профессионально важных качеств педагога в процессе самообразованиястраница1/2ЛИТВИНЕНКО Татьяна ВикторовнаДата конвертации06.09.2012Размер390.7 Kb.Тип Специальность Год На соискание ученой степени   1   На правах рукописиЛИТВИНЕНКО Татьяна ВикторовнаРАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ САМООБРАЗОВАНИЯСпециальность 13.00.08 теория и методика профессионального образования (педагогические науки)АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наукОмск 2010 Работа выполнена на кафедре социальной педагогики ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Сергей Анатольевич МавринОфициальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ Надежда Николаевна Суртаевакандидат педагогических наук, доцент Татьяна Николаевна ТишинаВедущая организация: ГАОУ ТО ДПО (повышения квалификации) специалистов «Тюменский областной государственный институт развития регионального образования»Защита состоится 17 февраля 2010 года в 12 часов 30 минут на заседании диссертационного совета Д 212.177.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук в Омском государственном педагогическом университете по адресу: 644099, г.PОмск, наб. Тухачевского, 14, ауд.P212. (E-mail: tatyiana89@mail.ru).С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Омского государственного педагогического университета.Автореферат разослан 16 января 2010Pг.Ученый секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук, доцент Н.PА.PДука ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования обусловлена тем, что в современный период модернизации образования требования к качеству образования становятся все жестче, а, следовательно, растут требования и к педагогу, к его профессиональным качествам. На данном этапе развития общества, когда актуализируются социальные ожидания в отношении образования, рассматриваемого в качестве одного из ведущих факторов развития общества, растет внимание к проблемам профессионализма педагогов. Особую актуальность приобретает и проблема конкурентоспособности специалистов. Конкурентоспособность педагога определяется его профессионализмом, уровень которого зависит от наличия совокупности профессионально важных качеств педагога как субъекта деятельности, влияющих на эффективность педагогической деятельности и успешность ее освоения. Предпосылкой эффективной деятельности педагога в сложных социально-экономических условиях является соответствие его профессионального уровня потребностям времени. На обеспечение этого соответствия направлена система повышения квалификации работников образования, приоритетным направлением деятельности которой, на наш взгляд, является развитие профессионально важных качеств. В отечественной педагогике и психологии проведен ряд исследований, посвященных изучению профессиональных качеств педагога. Прежде всего, внимание уделено таким профессионально значимым качествам личности педагога, как педагогические способности, исследование которых велось в ведущих научных школах: ленинградской (Санкт-Петербургской) (Н.PВ.PКузьмина, А.PИ.PЩербаков и др.) и московской (Ф.PН.PГоноболин, В.PА.PКрутецкий, Н.PД.PЛевитов, В.PА.PСластенин и др.). В связи с актуальностью проблемы профессионально-личностного развития педагога возрастает интерес ученых к этой проблеме, что нашло отражение в увеличении числа научных публикаций. Проблемы профессионально-личностного развития педагога в системе непрерывного педагогического образования исследованы А.PА.PВербицким, С.PГ.PВершловским, Л.PК.PГребенкиной и др. Теоретико-методологические основы формирования личности педагога в процессе его профессиональной подготовки определены в работах О.PА.PАбдуллиной, Л.PА.PБайковой, Б.PC.PГершунского, В.PИ.PЗагвязинскиого, Ю.PН.PКулюткина, Н.PД.PНикандрова, А.PИ.PПискунова, В.PА.PСластенина и др. А.PК.PМарковой и Л.PМ.PМитиной предприняты попытки рассмотрения труда педагога как целостной системы. Вклад в освещение проблемы развития общей и профессиональной компетентности педагогов внесли работы В.PП.PБеспалько, В.PА.PКан-Калика, С.PВ.PКондратьевой, М.PИ.PЛукьяновой, А.PВ.PМудрика, Н.PД.PНикандрова, Т.PС.PПоляковой, А.PА.PРеана и др. Различные аспекты проблемы профессионального развития и саморазвития педагога исследованы в трудах В.PАминова, Е.PИ.PАртамоновой, Ю.PА.PДолженко, С.PБ.PЕлканова и др. Вопросы развития профессионального самосознания и мышления педагога разработаны Ю.PН.PКулюткиным, Л.PМ.PМитиной, Г.PС.PСухобской и др. Проведены исследования профессиональной деформации личности и факторов, блокирующих профессиональную самореализацию личности (Г.PС.PАбрамова, Е.PА.PКлимов, Н.PС.PПряжников и др.). В настоящее время динамично осуществляются акмеологические исследования в области современного образования, в том числе и высшего педагогического. Проблемам профессионально-личностного развития человека и формирования его зрелости посвящены работы К.PА. Абульхановой-Славской, Е.PВ.PАндриенко, О.PС.PАнисимова, А.PА.PДеркача, Н.PВ.PКузьминой, А.PК. Марковой, В.PА.PСластенина и др. Несмотря на наличие большого количества исследований различных аспектов проблемы профессионально-личностного развития педагога, не определены структурные компоненты профессионально важных качеств педагога, недостаточно разработаны научно-практические основания диагностики этих качеств, не созданы технологии их развития, мало изучен вопрос развития профессионально важных качеств педагога в процессе самообразования. На наш взгляд, самообразование, выступая важнейшим видом деятельности педагога, в котором он осознанно, самостоятельно и мотивированно обновляет и совершенствует имеющиеся знания, умения и навыки с целью достижения профессионального мастерства; также позволяет обеспечить развитие профессионально важных качеств педагога. Однако изучение сложившейся практики повышения квалификации педагогов показывает, что на сегодняшний день организация самообразования педагогов недостаточно ориентирована на решение такой проблемы, как развитие профессионально важных качеств. Сложившаяся ситуация определяет актуальность изучения проблемы развития профессионально важных качеств педагога в процессе самообразования. Анализ недостатков в теории и практике развития профессионально важных качеств педагога в процессе самообразования выявляет противоречия между: -Pпотребностями современной школы в профессионально зрелых педагогах и недостаточной мотивированностью педагогов к развитию профессионально важных качеств; -Pтребованием систематического повышения уровня компетентности педагогов и недостаточной готовностью системы повышения квалификации к решению задачи по развитию потребности педагогов в самообразовании; -Pнеобходимостью использования самообразования в ходе повышения квалификации педагогов для целенаправленного развития профессионально важных качеств и недостаточным обоснованием решения данной проблемы. С учетом необходимости разрешения этих и других противоречий нами была определена проблема исследования: как развить профессионально важные качества педагога в процессе самообразования в условиях повышения квалификации? Проблема исследования обусловила выбор темы: «Развитие профессионально важных качеств педагога в процессе самообразования». Цель исследования теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить модель процесса самообразования педагогов в условиях повышения квалификации, способствующую развитию профессионально важных качеств. Объект исследования: процесс самообразования педагогов в условиях повышения квалификации. Предмет исследования: развитие профессионально важных качеств педагога в процессе самообразования в ходе повышения квалификации. Гипотеза исследования: развитие профессионально важных качеств педагогов в процессе самообразования будет осуществляться, если: -Pразработанное содержание курсов повышения квалификации направлено на создание условий, обеспечивающих мотивацию педагогов к самообразованию, направленному на развитие профессионально важны

Развитие профессионально важных качеств педагога в процессе самообразования

Развитие профессионально важных качеств педагога в процессе самообразования

Комментариев нет:

Отправить комментарий